Постоянный адрес моего сайта - exler.es. Адрес exler.ru больше не существует

СЭКС - курица по-корнелльски

01.01.2026 14:00  3768   Комментарии (61)

Продолжаем наши мастерклассы с Экслером и Бубликом, сокращенно СЭКС БУБС или Сэкс и Бубс.

Мы любим курицу и часто едим курицу, а точнее - куриные ножки или небольших цыплят (в "Меркадоне" они называются picantones, пикантные). Обычно мы приготовлением не заморачиваемся: в аэрогриль, посыпать смесью для стейков Montreal (мне она нравится заметно больше, чем их же смесь для курицы) или смесью, которую я делаю сам, 20 минут на максимальном нагреве - готово. 

Ножки иногда для разнообразия делаем под давлением пара в том же устройстве Ninja: оливковое масло, обжарить в нем лук, поместить в чашу куриные ножки, посыпать какой-то из описанных выше смесей, добавить стакан воды - и под давлением пара на 15 минут. После этого для разнообразия еще можно минут на 7 включить аэрогриль на 200 градусов, но это необязательно. 

А вот что я готовлю редко - так это целую курицу. Мне не нравится, как у нее получается грудка при запекании - суховатая. Курицу, конечно, можно сварить, но я не очень люблю вареную курицу. 

Но тут как-то в комментариях мне читатель посоветовал попробовать приготовить курицу в соусе по-корнелльски (Cornell Chicken Sauce) - мол, получается отлично, и он сам всегда только так курицу и делает. 

Ну, почему бы не попробовать, правильно? Пошел искать информацию об этом соусе. Выяснилось следующее.

Рецепт курицы по-корнелльски разработал доктор Роберт Бейкер, почетный профессор кафедры животноводства в Колледже сельского хозяйства и наук о жизни штата Нью-Йорк при Корнельском университете. Он хотел создать вкусный способ приготовления на гриле небольших цыплят, чтобы местные фермы могли продавать больше птицы, продавать их быстрее и делать их более доступными по цене.

Рецепт этот - очень простой, как и все гениальное, в штате Нью-Йорк он стал культовым и считается одним из лучших маринадов-соусов для приготовления курицы, также он нередко используется и в других американских штатах. 

Мы попробовали с ним сделать цыпленка picanton, и результат нам настолько понравился, что потом мы замахнулись на целую новогоднюю курицу, и она тоже получилась просто отлично, что отметили все домашние.

Ну, и раз это настолько здорово работает - делюсь рецептом, предварительно вынеся благодарность перед строем читателю, посоветовавшему этот рецепт, а также почтенному доктору Роберту Бейкеру, разработчику самого рецепта. 

Итак. 

Нам понадобится: яблочный уксус, оливковое масло, сырое яйцо, соль, черный перец, сухой чеснок, также можно добавить немного специй для курицы. 

Ингредиенты из расчета на одну курицу среднего размера (где-то 1,5 - 1,7 кило): 

■ стакан яблочного уксуса
■ полстакана растительного масла
■ 1 яйцо
■ 1 столовая ложка соли 
■ 1 чайная ложка молотого черного перца
■ 1 чайная ложка сухого чеснока
■ 1 столовая ложка приправы для птицы

Ингредиенты из расчета на одного цыпленка (где-то 600-800 граммов): 

■ полстакана яблочного уксуса
■ четверть стакана растительного масла
■ 1 яйцо
■ половина столовой ложки соли 
■ половина чайной ложка молотого черного перца
■ половина чайной ложки сухого чеснока
■ половина столовой ложка приправы для птицы

Все это нужно как следует перемешать: в оригинальном рецепте советуют воспользоваться блендером, но я взбиваю вилкой или венчиком, и считаю, что с блендером можно не морочиться. 

И тут сразу ответим на вопрос, что именно в этом соусе делает яйцо. Уксус, оливковое масло, приправы - это понятно. А яйцо зачем? На самом деле это один из ключевых элементов маринада/соуса. При смешивании яйца с остальными ингредиентами происходит расщепление белка, который помогает сохранить эмульсию масла и уксуса, а также способствует связыванию яйца (и, следовательно, маринада) с кожей курицы. Это улучшает способность соуса проникать в кожу и размягчать мясо, одновременно придавая ему насыщенный вкус. 

Ну и так как здесь много уксуса, можно не бояться использовать сырое яйцо - уксус все равно убьет негодяйские бактерии, если они вдруг в яйце есть. 

Далее по классическому рецепту курицу или цыпленка надо разрезать пополам, половинки поместить в закрывающийся пакет, залить в пакете этим маринадом и закрыть пакет. 

Но мне не нравится возиться с пакетом, я кладу курицу в стеклянную емкость, как следует поливаю половинки курицы с двух сторон, потом переворачиваю половинки вниз - так вся верхняя часть будет находиться в маринаде, что и требуется, - накрываю крышкой и ставлю в холодильник. 

По поводу времени выдержки - данные разнятся. В одних вариантах предлагают выдержать курицу в маринаде 2-4 часа, в других вариантах предлагают поместить ее в холодильник на сутки. 

Я делал и так и так. Цыпленка достаточно выдержать пару часов. С курицей лучше результаты, если ее подержать подольше - от 12 до 24 часов. 

Ну, а пока курица выдерживается, у нас есть время что-нибудь выпить. 

А выпьем мы отличного альбариньо из галисийского региона Rias Baixas. Это один из лучших вариантов по соотношению цена-качество - сейчас это вино стоит в районе 13 евро. (Когда я только приехал в Испанию, оно стоило 9 евро.)

Во вкусе - цитрусовые, грейпфрут, тропические фрукты, белые цветочки. Очень хорошо сбалансированное вино, обладающие запоминающимся вкусом и отличным послевкусием. 

А нам уже пора ставить курицу готовиться. Соус из пакета/емкости нужно слить в плошку, он еще пригодится. Готовить будем на  решетке аэрогриля 20 минут или решетке духовки на 180 верхний-нижний нагрев - это минут на 40-60 до достижения курицей температуры в 75 градусов. В процессе приготовления рекомендуют периодически поливать курицу оставшимся соусом - я поливаю, но только один раз, где-то в середине запекания. 

И вот результат из аэрогриля. 

А вот результат из духовки. 

В обоих случаях получилось просто бомбически, особенно целая курица. Пикантоны-то и без соуса получаются прилично (хотя с соусом - заметно вкуснее), а вот курицу нормально я раньше приготовить не мог. В данном же случае она получилась замечательно: и грудка очень нежная, и ножки. Просто класс, теперь только так курицу и буду готовить!

Ну, на сегодня все, приятного аппетита, до следующих встреч.

Спасибо, что смотрите наши мастер-классы "СЭКС БУБС". Все мастер-классы можно найти здесь.

01.01.2026 14:00
Комментарии 61

Кстати, где-то слышал, что если помариновать курицу просто в сухих специях с солью, но добавить немного разрыхлителя (да-да, для выпечки который), то корочка прям будет хрустеть как картофельный чипс.

Я пробовал (пока один раз), ни фига не хрустела (правда я запекал курицу 1,8 кг при 150 градусах до 70 градусов, а потом увеличил нагрев до 220 и догнал до 75, может это повлияло)

Кто-то слышал про способ с разрыхлителем?

И еще вопрос: а как вы добиваетесь корочки, хрустящей как чипс?

Кстати на сковородке я делаю куриные бедрышки терияки, и там просто тыкаю дырки в коже (это - важно! вилкой или острием ножа), чуть солю и обваливаю (чуть-чуть, не чтоб «все в белом») в крахмале, потом - кожей вниз на холодную сковороду, средний огонь, и время от времени прижимаю лопаткой.по совету японского повара, постоянно бумажным полотенцем промокаю и убираю лишний жир, который вытапливается

Получается идеально хрустяще.

А потом переворачиваю кожей вверх
И поливаю соусом (сам смешиваю, там все просто) вокруг

И только уже перед готовностью как соус выпарился и загустел, быстро в нем ее попереворачиваю, чтоб блестела со всех сторон

Хруст не исчезает.

А вот в духовку как-то не выходит хруст 😒

Я и пробовал на банку пива ставить, и медом мазать. Вот - не то …
02.01.26 10:00
0 1

И еще вопрос: а как вы добиваетесь корочки, хрустящей как чипс?
Я обычно беру бёдрышки, на кости, с кожей. Немного разрезаю, чтобы сделать плоскими. Убираю влагу бумажными полотенцами. Кожу хорошо солю, плюс паприка и кайенский перец. И в духовку с конвенцией на 23 минуты, 214 градусов. Это из расчета 3 бёдрышка, температура меняется, подбери под себя. Под курочку лучше положить обжаренные овощи по вкусу, спасти жир. У курицы будет хрустящая (но не сгоревшая) корочка.
02.01.26 10:25
0 1

Я обычно беру бёдрышки, на кости, с кожей. Немного разрезаю, чтобы сделать плоскими. Убираю влагу бумажными полотенцами. Кожу хорошо солю, плюс паприка и кайенский перец. И в духовку с конвенцией на 23 минуты, 214 градусов. Это из расчета 3 бёдрышка, температура меняется, подбери под себя. Под курочку лучше положить обжаренные овощи по вкусу, спасти жир. У курицы будет хрустящая (но не сгоревшая) корочка.

Спасибо
Попробую

(И - да, а тоже чуть подрезаю горизонтально и распластываю, чтоб примерно одинаков толщина по всему куску)
02.01.26 12:57
0 1

Дайте, пожалуйста, ссылку на эту смесь Монреаль, о которой все постоянно говорят

(И именно «ТОГО ГОДА», а то при ее у понимании тоже постоянно все говорят о том, что если «НЕ ТОГО года», то - совсем не то)
02.01.26 09:51
0 0

Дайте, пожалуйста, ссылку на эту смесь Монреаль, о которой все постоянно говорят (И именно «ТОГО ГОДА», а то при ее у понимании тоже постоянно все говорят о том, что если «НЕ ТОГО года», то - совсем не то)
Там дело не в годе, а в производителе. Я покупаю вот эту.
02.01.26 11:09
0 1

Там дело не в годе, а в производителе. Я покупаю вот эту.
Спасибо!
02.01.26 12:57
0 0

Да, и я бы такое дело запекал бы над картошкой (с луком и чесноком), которая впитает жир с кожи курицы и маринада.
02.01.26 05:59
0 0

Ну, это получается фактически курица в майонезе (кислота, масло, яйцо для эмульсификации) с приправами. Надо попробовать 😉
02.01.26 05:36
0 0

Ну, это получается фактически курица в майонезе (кислота, масло, яйцо для эмульсификации) с приправами. Надо попробовать 😉
В майонезе тоже маринуют, но тут все-таки есть заметное отличие, тут основа - уксус.
02.01.26 11:10
0 0

В Испании отвратительная курица и индейка, это мягко если. Чем их кормят - вопрос.
Специи не спасают
02.01.26 00:22
0 0

В Испании отвратительная курица и индейка, это мягко если.
Заявление из серии "В Риме отвратительно кормят, негде поесть". Даже в "Меркадоне" есть приличные варианты курицы (а есть неприличные), а уж в мясных лавках хорошую курицу найти - вообще ни разу не проблема. Стоит только дороже. Плюс есть и фермерские на свободном выпасе. Но они совсем дорогие.
02.01.26 09:15
0 0

А причем тут бактерии в яйце, если это потом в духовку??
01.01.26 21:40
0 5

если это потом в духовку??
Потомучто сначала в холодильник.
01.01.26 23:43
1 0

мне кажется или на последнем фото икеевская решетка стоит кверх ногами в емкости?
01.01.26 20:25
0 5

мне кажется или на последнем фото икеевская решетка стоит кверх ногами в емкости?
Именно что вниз ногами. И это хорошо видно.
01.01.26 22:51
1 0

В моем понимании у этой решетки четыре ножки и они на фото сверху.
А то, на чем стоит решетка - это ручки, за которые решетку можно поднимать вместе с содержимым.
02.01.26 01:44
0 4

на сайте Икеи на фото видно, что ручки решетки у них смотрят вверх, а четыре выгнутые ножки находятся снизу.
02.01.26 08:54
0 0

В моем понимании у этой решетки четыре ножки и они на фото сверху.
Эту решетку можно ставить и так и так. Ставишь на маленькие ножки - просвет будет маленький. Ставишь на большие - просвет будет большой. И это вроде бы совершенно очевидно, так и задумано.
02.01.26 09:16
1 0

Уксус, масло, яйцо плюс блендер...
То есть, по сути майонез с последующей тепловой обработкой. Популярное табу в кулинарии 😄.
01.01.26 19:00
1 1

Ну, всё-таки "недомайонез". На одно яйцо много уксуса.
01.01.26 19:09
0 1

Уксус, масло, яйцо плюс блендер...
То есть, по сути майонез
Попробуйте погуглить, что такое майонез. Вам откроется немало интересного.
01.01.26 19:18
1 0

Ну, всё-таки "недомайонез". На одно яйцо много уксуса.
Это ни разу не "майонез".
01.01.26 19:18
1 0

Попробуйте погуглить, что такое майонез. Вам откроется немало интересного.
Горчица отсутствует? 😉 Рецептов эмульсии масла и кислоты вагон и средних размеров тележка.
02.01.26 05:52
0 2

Майонез не получится, слишком много уксуса. Майонез чувствителен к пропорциям
02.01.26 06:58
0 1

Майонез не получится, слишком много уксуса. Майонез чувствителен к пропорциям
Мммм, наверное, соглашусь. Тут ещё зависит от бренда уксуса. Но надо поэкспериментировать. Если в майонезе сначала мешают кислоту с эмульгатором, а потом медленно добавляют жир перемешивая, то тут можно попробовать наоборот.

Если челенж, то смешаю 😉
02.01.26 07:51
0 1

Если в майонезе сначала мешают кислоту с эмульгатором,
Зачем? Главное в майонезе - яйцо и подсолнечное масло, остальное для вкуса.

Кидаю все в блендер, 30 секунд - майонез готов
02.01.26 09:28
0 0

Зачем? Главное в майонезе - яйцо и подсолнечное масло
Не соглашусь. В майонезе главное эмульсия кислоты и жира. А яйцо, горчица и т.д. тут эмульсификатор. Плюс специи по вкусу
02.01.26 10:07
0 0

Спасибо!
Яйцо это интересно, потому что должна получится эмульсия, принцип как в майонезе. Попробую. Обычно готовлю целую курицу распределив сливочное масло под кожу. Сливочное масло готовлю с травами и чесноком, немного специй и соли. Если лень, то покупаю готовое масло с травами, например Kerrygold или еще какое. В духовку и всё. Масло под кожу, на мой взгляд это идеально для приготовления целой курицы.
01.01.26 18:34
0 1

Oбязательно приготовлю таким образом. А то копченая курица уже немного надоела, хотя друзья постоянно требуют именно ее.
Насчет смеси Montreal - я ее теперь на любое мясо, и нужно именно для стейков, пробовал другие из той же конторы - совсем не то.
01.01.26 17:01
0 0

1 столовая ложка приправы для птицы
А это что/чьего производства?
01.01.26 16:11
0 0

А это что/чьего производства?
Я взял обычную меркадоновскую приправу, ее видно на фото.
01.01.26 16:12
0 1

А это что/чьего производства?
У Алекса в рецепте уже есть сухой чеснок. Я бы для смеси взял копченой паприки (2 чайных ложки), уцхо сунели (1 чайная ложка), кориандра (1 чайная ложка) и кайенского перца (1/4 чайной ложки).
02.01.26 06:03
0 0

Алекс, по твоей наводке таки наконец-то купил смесь для стейков Montreal.
Я ничего сложного делать не умею в духовке кроме мяса слоу-кукинг.
В этот раз взял телятину на рынке, замариновал на 36 часов.
И в духовку на 60 градусов на 9 часов.
Правда, термощуп сломался и на глазок передержал немного.
Но вкус очень хорош!
Спасибо за наводку!

А так в этот раз что-то психанули и на НГ делали а ля грузинскую кухню (хинкали, рулетики из баклажан с творогом и орехами) и пили армянское игристое (Karas называется), случайно магазин нашли...

Но с утра ходили в ресторан ели национальное блюдо Tafelspitz.
Эдакий горячий холодец. Если интересно, то у ресторана рецепт есть www.plachutta.at
s@m
01.01.26 15:34
0 3

Никогда бы не пришло в голову Tafelspitz с горячим холодцом сравнивать 😄

P. S. Надо б глянуть, где мясо под него есть, купить и сделать. Жена его очень любит. С хреном, как положено.
P. P. S. В Globus часто бывает Leiterstück, из него получается даже вкуснее, чем из классического отруба.
01.01.26 15:55
0 1

Мы у мясника купили. Делали классически с хреном и картофелем, сваренным в бульоне.
P.S. В Глобусе мясо хорошее.
Sbr
01.01.26 16:25
0 0

Но с утра ходили в ресторан ели национальное блюдо Tafelspitz.
Эдакий горячий холодец.
что-то оно даже отдалённо на холодец не похоже 😄
01.01.26 17:48
1 1

армянское игристое (Karas называется),
Ооо, Карас -одна из самых известных виноделен Армении, респект
01.01.26 18:19
0 3

Его часто подают с бульоном и овощами, сваренными с ним же.
А вот яблочного пюре, как на снимке, я никогда не видел.
01.01.26 19:03
0 0

Ооо, Карас -одна из самых известных виноделен Армении, респект
Я пробовал несколько вин Karas. Некоторые из них были прямо-таки классные.
01.01.26 22:52
0 0

Так это самый что ни на есть классический вариант, который ещё старик Прохазка зело уважал. В Вене брал его в нескольких местах и всегда подавали с яблочным пюре.
02.01.26 00:00
0 0

Никогда бы не пришло в голову Tafelspitz с горячим холодцом сравнивать 😄
Ну мы просто и холодец недавно делали. Состав, "в принципе", тот же самый. Ну, почти. 😄
s@m
02.01.26 15:25
0 1

что-то оно даже отдалённо на холодец не похоже 😄
Ну, оно немного не так выглядит.
А вот так как на фото слева (справа уже Gustostückerl).
s@m
02.01.26 15:28
0 0

а холодец обычно выглядит как-то так 😄
02.01.26 18:29
0 0

Я не настоящий сварщик, но яйцо бы убрал из маринада.
Лучше налить чуть больше масла, оно отлично впитывает вкусы специй. и вполне потом остаётся на мясе.
01.01.26 15:02
4 0

Я не настоящий сварщик, но яйцо бы убрал из маринада.
У меня написано, почему яйцо - очень важно в данном маринаде, и почему его не надо убирать.
01.01.26 15:15
0 4

Его не просто нельзя убирать, а даже при уменьшении количества маринада лучше сохранить из него желток, а не белок.
01.01.26 17:09
0 2

Лучше налить чуть больше масла, оно отлично впитывает вкусы специй. и вполне потом остаётся на мясе.
Я вот думаю, что масло в маринаде препятствует проникновению маринада вглубь мяса и нужно только для препятствования выхода влаги при запекании в открытом виде. Не знаю, так это или нет на самом деле, но обычно мариную в маринаде без масла, а потом после осушения полотенцами мажу маслом.
01.01.26 17:14
0 0

Там еще важно эмульгирование, когда уксус и масло образуют мелкодисперсную смесь, и обволакивают курицу. Яйцо - эмульгатор, как в майонезе. Потому в некоторых вариантах советуют миксер, хотя в оригинальном рецепте его нет.
warren.cce.cornell.edu
01.01.26 17:32
0 4

Там еще важно эмульгирование, когда уксус и масло образуют мелкодисперсную смесь, и обволакивают курицу. Яйцо - эмульгатор, как в майонезе.
Ну вот я в маринад никогда яйца не клал - просто не знал, что так можно. Обычный стандартный маринад - соевый соус с травами, медом и чесноком. И, честно говоря, в готовой курице я вкус маринада вообще не ощущаю. Традиция, не более того.
01.01.26 21:31
0 0

я вкус маринада вообще не ощущаю.
Попробуй приготовить без маринада, или замариновать в солёной минералке.
Сравнить вкус блюд.
02.01.26 02:33
0 0

А вместо яблочного можно обычный уксус использовать?
01.01.26 15:01
2 0

А вместо яблочного можно обычный уксус использовать?
Не думаю. А чем проблема купить яблочный уксус? Он много где используется и везде есть.
01.01.26 15:14
0 0

Смотря, какой для вас - обычный.
Спиртовым - не стоит.
01.01.26 15:48
0 0

Но стоило один раз трахнуть курицу…
01.01.26 14:54
6 0

01.01.26 17:14
0 0

Наивный вопрос.
А не стоит половинки курицы класть в духовку шкуркой вниз? Так меньше сока выльется. Теоретически.
01.01.26 14:21
0 0

так смысл же в запечённой шкурке!
01.01.26 14:59
0 1

Наивный вопрос. А не стоит половинки курицы класть в духовку шкуркой вниз? Так меньше сока выльется. Теоретически.
Нет, запекать надо строго шкуркой вверх.
01.01.26 15:14
0 2

В инструкции к моему аерогрилю Ниндзя рекомендовано переворачивать еду на половине готовности. Я тоже любитель зажаристой корочки, поетому обычно 2/3 времени жарю шкуркой вверх, и 1/3 - вниз. Возможно есть смысл тут тоже так попробовать. Опять же, специи, что на шкурке, не будут так сильно подгорать.
Да, и сок, что выделяется при жарке курицы под решетку аерогриля, потом идеальная заправка для спагетти вместо сливочного масла
01.01.26 15:51
0 0

Второй наивный вопрос.
А что помешает ей запечься лёжа шкуркой вниз на решётке?
01.01.26 21:20
0 0

Специально, когда буду делать, положу половинки разными сторонами.
В оригинале написано исключительно про гриль и
Переворачивайте половинки каждые пять-десять минут, в зависимости от температуры огня. Используйте лопатки или вилку с длинной ручкой. При каждом переворачивании курицу следует поливать кистью из волокнистого материала.
01.01.26 21:31
0 1

Специально, когда буду делать, положу половинки разными сторонами. В оригинале написано исключительно про гриль иПереворачивайте половинки каждые пять-десять минут, в зависимости от температуры огня. Используйте лопатки или вилку с длинной ручкой. При каждом переворачивании курицу следует поливать кистью из волокнистого материала.
Правильно, но это про газовый или угольный гриль, на которых я так и жарю. А в духовке или в аэрогриле нагрев - сверху и снизу, не нужно переворачивать. Но в духовке снизу нагрев заметно меньше (если используется поддон).
01.01.26 22:50
0 1
Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 22
Calella 148
exler.es 325
авто 490
видео 4453
вино 363
Что ещё почитать